Возвести в мульт

Текст: Анна Груздева

Шестой раз Большой фестиваль мультфильмов в Красноярске — и снова полные залы. Наверное, потому, что современная анимация часто тоньше, веселее, изобретательнее и более искреннее, чем многие кассовые фильмы, рассказывает о мире и человеке.

Полно вам

Полнометражные мультфильмы в этом году были очень сильные и очень разные. «Фильмом-открытием» стала «Жирафа» Реми Безансона и Жана-Кристофа Ли. В эпоху компьютерных технологий эта картина уникальна тем, что почти полностью создана с помощью рукотворных рисунков, а в её основе — масштабный, одновременно лирический и остросоциальный (даже политический) сюжет. Чернокожий мальчик Маки, угрюмый, но добрый в душе бедуин Хасан, француз-работорговец и маленький жирафёнок путешествуют от Судана до Парижа каждый со своими целями, встречая по пути друзей и врагов.

Нарисованная в тёплых песочных тонах, «Жирафа» рассказывает с одной стороны о дружбе, любви и взрослении, с другой — о свободе, рабстве и колонизации, и поэтому находит отклик одновременно у детей и взрослых.

Ну а сочетая грустное и смешное, классическую мульт-эстетику с элементами выразительной французской анимации, «Жирафа» становится объёмной.

«Жирафа», Реми Безансон, Жан-Кристоф Ли

«Жирафа», Реми Безансон, Жан-Кристоф Ли

«Крулик, дорога в загробную жизнь», Анка Дамиан

«Крулик, дорога в загробную жизнь», Анка Дамиан

«Магазин самоубийст», Патрис Леконт

«Магазин самоубийст», Патрис Леконт

Но «полнометражным» откровением на шестом БФМ становится документальная мультипликация румынки Анки Дамиан «Крулик, дорога в загробную жизнь», получившая гран-при на фестивале в Аннеси. Это выдающаяся документальная анимация, очень сильная и изобретательная, втягивающая зрителя в сопереживание настолько, насколько сегодня только возможно. В основе «Крулика» — реальная история румына Клауди Крулика, ложно обвинённого в воровстве и брошенного в тюрьму; в попытке добиться справедливости от дипломатов и чиновников герой начинает голодать и угасает прямо на глазах зрителя.

Удивительно, насколько созвучен этот сюжет российской реальности и удивительно, насколько тонко, без надрыва и пафоса он оживлён.

Рассказанная самим Круликом, эта история о чиновничье-судебном равнодушии смешивает настроения, как и техники: жизненный оптимизм героя сменяется холодной судебной хроникой, смешивается с лирическими воспоминаниями и перетекает в тягучее, страшное повествование о жизни в одиночной камере. Этот пронзительный фильм о жизни и смерти — настоящее искусство от документальной анимации.

Жутко взросло и запредельно сильно

Программа «Победители», в которую включаются сильные мультфильмы, победившие на важных фестивалях и конкурсах, — это всегда своеобразное вскрытие взрослой черепной коробки и отражение чего-то глобального или глубинного.

«Жизнь в дикой природе», Венди Тилби, Аманда Форбис

«Жизнь в дикой природе», Венди Тилби, Аманда Форбис

«О, Уилли», Эмма де Сваф

«О, Уилли», Эмма де Сваф

«Последний автобус», Мартин Снопек, Ивана Лауцикова

«Последний автобус», Мартин Снопек, Ивана Лауцикова

«Происхождение существ», Флорис Каайк

«Происхождение существ», Флорис Каайк

«Роман», Жорж Швицгебель

«Роман», Жорж Швицгебель

«Трамвай», Михаэлла Паватова

«Трамвай», Михаэлла Паватова

«Узы сна», Марта Пайек

«Узы сна», Марта Пайек

Здесь есть и библейская история о Вавилонской башне, перенесённая в постапокалиптический мир, и сюрреалистические эротические фантазии водительницы трамвая, и история о зверях-беженцах, и войны, и привет Джексону Поллоку.

Анимационная картина сегодняшнего дня тревожна, наполненная проблемами и страхами, но не безрадостна.

Техники мультфильмов-победителей очень разные и изобретательные, но в их случае становится важнее то, о чём они хотят рассказать.

Затащи меня в ад

Шестой БФМ порадовал взрослых, неравнодушных и ко всяческим страшилкам. За «полнометражную» тему смерти отвечал мультфильм «Магазин самоубийств» — анимационный дебют известного режиссёра игровых фильмов Патриса Леконта («Девушка на мосту»).

«Снежный мальчик и ворон», Кен Тёрнер

«Снежный мальчик и ворон», Кен Тёрнер

«Тим», Кен Тёрнер

«Тим», Кен Тёрнер

«Ночь влюбленных мертвецов», Анна Хамфриз

«Ночь влюбленных мертвецов», Анна Хамфриз

Не смотрите на название — нет, пожалуй, более оптимистичного мультфильма о том, как выжить в тотальном депресняке. В унылом и окутанном отчаянием городке люди только и думают, как бы свести счёты с жизнью. Поскольку делать это на публике (падать из окна или кидаться под автобус) запрещено законом, на помощь хмурым горожанам приходит «Магазин самоубийств» — смертоносный бизнес предприимчивой семьи. Так бы и торговали хозяева ядами в подарочной упаковке, верёвками для висельников и самурайскими саблями, да на их беду — или счастье? — в семье рождается жизнерадостный и улыбчивый третий ребёнок, отравляющий семейную жизнь беспричинным оптимизмом.

«Магазин самоубийств» – полумюзикл с бесхитростной, но приятной музыкой – подкупает неуловимой французской лёгкостью, тонкой и красочной пародией на декаданс и незлобным юмором над теми, кому вслед звучит неизбежное «прощайте!» и для кого ещё актуально бодрое «здравствуйте!».

Но в мультфильме чувствуется и коммерческий прицел: узнаваемая гротескная графика французов сочетается здесь с американским стереоэффектом, когда двухмерный рисунок раскладывается на уходящие в глубину плоские слои.

«Магазин самоубийст», Патрис Леконт

«Магазин самоубийст», Патрис Леконт

«Адское свидание», Тим Вайман, Том Брахт

«Адское свидание», Тим Вайман, Том Брахт

«Костя», Антон Дьяков

«Костя», Антон Дьяков

Пляску смерти на нынешнем БФМ подхватила и программа короткометражных мультфильмов «Ночь влюблённых мертвецов». Но и она, как не трудно догадаться, стала нетрадиционным гимном торжеству жизни, а заодно и поклоном анимационному творчеству Тима Бёртона. Удивительно, но любитель наряжать Джонни Дэппа и Хелену Бонем Картер в костюмные причудливости, вдохновил целое поколение аниматоров своей ранней кукольной короткометражкой «Винсент» и успешными «Трупом невесты» и «Кошмаром перед Рождеством». Так, Кен Тёрнер в кукольном мультике «Тим» пародирует бёртоновского «Винсента», да и в мини-сериале «Снежный мальчик и ворон» Тёрнер заимствует его фирменные завитушки. Мексиканец Рене Кастилло в знаменитой кукольной работе «До основания» спускает своего героя в загробный мир, где тот вначале теряется, а потом с помощью умершей певицы погружается в бесконечный радостный праздник. Чем не «Труп невесты»?

Но в целом программа «Ночь влюблённых мертвецов» стала действенным и ужасно весёлым лекарством от пессимизма: у Тима Ваймана даже дьявол хочет любви и находит симпатичную подружку.

Анна Хамфриз с помощью смерти дарит влюблённым радость сексуальных утех, а юноша-недотёпа у Джена Нейла может не только потерять «Книгу мертвых», но и самого чёрта.

Особенности национального подхода

На нынешнем БФМ можно было наблюдать разные национальные анимационные традиции и погрузиться в совсем разные мультипликационные настроения. Одной из сильных программ в этом году из цикла «Школы» стала швейцарская анимация, представленная работами студентов Университета Люцерна. Швейцарская подборка получилась атмосферной, глубокой, серьёзной, но в то же время поэтичной и визуально притягательной.

«Братец Зимка», Шарлотта Вальтер

«Братец Зимка», Шарлотта Вальтер

«Пенг!», Алекс Ступ

«Пенг!», Алекс Ступ

«Посредине», Сесиль Брен

«Родина», Лоретта Арнольд

«Родина», Лоретта Арнольд

«Утренний поезд», Делия Хесс

Интересно, что многие мультфильмы затрагивают тему героя-одиночки, которому приходится вступать в коммуникацию с миром. В «Окне» Камиллы Мюллер маленький мальчик не любит гулять и общаться с детьми, но обожает домашнее затворничество с книжками, и только девочка и обстоятельства вырывают его из мира сказок. Взрослый швейцарец-патриот в работе «Родина» Лоретты Арнольд живёт спокойно и счастливо в маленьком доме, делает зарядку, читает национальные газеты, пока его покой не нарушает сосед-иностранец. Братец Зимка в одноимённой работе Шарлотты Вальтер должен найти способ общения с Весной, Летом и Осенью, которые его не замечают.

Тема затворничества и одиночества, драматичного, внутреннего переживания мира и себя так или иначе вкрадывается в швейцарскую анимацию. Возможно, это связано с её культурной инаковостью и замкнутостью, возможно, и с национальным миро- и человекоощущением.

Но в любом случае швейцарские современные мультфильмы глубоко трогают и ум, и сердце.

А вот работы английской студии Tandem Films Entertaiment, которые были показаны на БФМ отдельным блоком, напротив, более открытые, юмористические, легкие и социально окрашенные. Например, Дэвид Гривз в «Мелочах» рассказывает слегка сюрреалистичные истории, основанные на ежедневных мелких конфликтах и ситуациях, знакомым каждому. В короткометражке «Без разговоров» Гривз показывает семью, общающуюся за ужином только при помощь смс и электронной почты. Джон Данливи в «Технической неполадке» иронизирует над существом-неполадкой, которое, не справляясь с созданными антивирусами, уходит на покой читать газеты и пить кофе.

Нужно ли говорить, что непрекращающийся хохот на БФМ стоял на показе серий про известного кота Саймона?

Котики и наша с ними коммуникация, похоже, одна из современных «вечных тем», и режиссёр Саймон Тофилд это прекрасно понимает.

«Без разговоров», Дэниэл Гривз

«Без разговоров», Дэниэл Гривз

«Кот Саймона», Саймон Тофилд

«Кот Саймона», Саймон Тофилд

«остров.txt», Крис Гейвин

«остров.txt», Крис Гейвин

Но современную английскую анимацию нельзя считать просто хохочущей и наивной. Об этом говорит известная работа «Остров.txt» Криса Гейвина, сделанная из пластиковых типографских знаков, одушевлённых с помощью покадровой съемки, и затрагивающая тему грабительского использования природных ресурсов. А также кукольный мульт «Собака» Сюзи Темплтон, где мастерски передана вязкая, тяжёлая атмосфера страданий семьи, потерявшей мать.

Немецкие мультфильмы с фестиваля Kuki, показанные на БФМ детям, ироничные, социальные и яркие. Стоит отметить работу «Мальчик и чудище» Иоганнеса Вайланда, в которой тонко и оригинально раскрывается тема развода родителей.

From Russia with love

Даже по последним двум фестивалям мультфильмов видно: молодая российская анимация, несмотря на отсутствие господдержки, уверенно шагнула вперёд, и критики отмечают, что это следствие большой и упорной работы киношкол. Москву сегодня представляют выпускники школы-студии «ШАР» и ВГИКа, а Питер — аниматоры Санкт-Петербургского института кино и телевидения.

Современные российские мультфильмы отличаются огромным разбросом техник и жанров, что говорит о профессиональном поиске, но поиске очень талантливом и искреннем. К тому же оценённом национальными и мировыми призами.

Например, «Мой странный дедушка» Дины Великовской — очень искусная кукольная анимация, где оживают не только чудаковатые герои, но и целлофан, и стеклянные бутылки, позволяя по-настоящему «дышать» лирической истории о чудаковатом дедушке-изобретателе и его внучке. А «Чинти» Натальи Мирзоян — об индийском муравье, строящем из мусора свой Тадж-Махал — и вовсе сделан в технике сыпучих материалов с помощью различных сортов чая, отчего мультфильм становится изысканным и слегка импрессионистичным.

«Мой странный дедушка», Дина Великовская

«Мой странный дедушка», Дина Великовская

«Чинти», Наталья Мирзоян

«Пишто уезжает», Соня Кендель

«Пишто уезжает», Соня Кендель

Полюбившаяся многим история Сони Кедель «Пишто уезжает» и перекликающийся с ней «Крот на море», так же нарисованный Соней, очень тонко говорят о чём-то русском, душевном и социальном, разлитом в воздухе. Человека-кота Пишто однажды так достаёт провинциальная жизнь и серость, что он решает куда-нибудь уехать, но, заснув на автобусной остановке, а потом увидев приветливого щенка и выпавший снег, с лёгким сердцем возвращается домой. А крот, живущий в замусоренном пригороде, решает отправиться на море.

Программы российской анимации рождают стойкое любопытство: а что молодые аниматоры придумают ещё? Потому что всё, что есть сегодня, сделано с выдумкой, профессионализмом и неподдельной искренностью.


Читать также:


Что он курил?
Голландские аниматоры показали в Новосибирске лучшие фильмы с фестиваля KLIK! и рассказали Siburbia о том, какой должна быть анимация, и почему делать фильмы интереснее, чем стулья.


Jens, he is
Берлинский художник-комиксист Йенс Хардер о сибирских медведях, комиксах как СМИ и Линор Горалик.


Всё чудесатее и чудесатее
Анна Груздева посмотрела все волшебные и мистические позиции в мартовском кинопрокате и пришла к выводу, что на большинство из них можно идти только от отчаяния.


Добавить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий

Siburbia © 2025 Все права защищены

.