Нашли проблему: сообщества реформаторов

Сообщества можно рассматривать не только как клубы по интересам, но и как своеобразные маркеры, которые указывают на неудовлетворённые потребности горожан. Например, любители аниме в Токио — отаку — долго не могли найти себе место в городе, потому что чувствовали себя некомфортно среди тех, кто не разделял их интересов. Тогда они переделали под себя целый квартал, который теперь известен как «Святая земля отаку». О том, какие задачи в разные периоды истории решали сообщества и как это влияло на городскую среду, рассказал участник проекта Strelka Talks, архитектор Рейнир де Грааф.

Отношения между сообществами и архитектурой всегда были довольно сложными. В 60-70-х годах прошлого века небольшая группа архитекторов откололась от крупного движения CIAM. Подвергнув резкой критике холодный, рациональный, функциональный подход традиционного модернизма, они пытались заново установить связь между архитектурой и средой обитания человека, назвав себя сообществом Team X. Собирались они, как правило, в доме или саду одного из членов общества, чтобы обсудить свою благородную миссию: «Архитектура, созданная людьми и для людей», а в конце встречи подводили итог в форме манифеста, каждый из которых сопровождался известным кредо «Для нас, через нас» («For us by us»).

В этот период было написано много книг и манифестов. Например, манифест Дорна (1954), в котором, с одной стороны, проповедуется социология как дисциплина, а с другой, утверждается, что архитектура может и сама решить все социальные проблемы. Одна из наиболее известных книг была написана членом Team X Якобом Бакемой  — «От стула к городу» («From chair to city»). Он сравнил архитектурный дизайн с населением, изобразив на иллюстрациях высоту домов, пропорционально равную росту членов семьи. Высокий отец, мать чуть пониже и совсем маленькие дети — так разница между зданиями представляет отношения между людьми, которые в них живут. Для кого-то восходящая шкала, которая отражает зависимость между социальными отношениями и размером домов, улиц, районов и городов покажется немного наивной, но таким был характер той эпохи.

В 80-х появилось другое движение — «Новый урбанизм». Если архитекторы из Team X были представителями государственного сектора, то последователи «Нового урбанизма» — сектора частного. Их самое печально известное достижение —  Celebration — город, который полностью находится под властью компании Disney и не нуждается в государственном управлении. Такое явление тесно связано с феноменом закрытого сообщества, отражающего не общество, а лишь его часть. По сути, оно только разбивает и расщепляет город.

Мы видим, что за последние два десятилетия в архитектуре всё чаще употребляется слово «сообщество», но частота, вероятно, прямо пропорциональна пониманию этого слова. Поэтому необходимо сделать шаг назад, за пределы архитектуры, и посмотреть, как развивались сообщества в других областях.

60-е годы стали важным периодом в развитии социальных экспериментов. В Берлине появилась «Коммуна 1» (Kommuna Eins) — группа из десяти женщин и мужчин, которые жили отдельно от общества. Создание коммуны стало своеобразным манифестом против семьи как инструмента для управления и создания классового разделения. Они агитировали бороться с консюмеризмом, призывали людей захватывать и разорять магазины и универмаги. Таким образом, единение было для них не продуктом общества, а знаком протеста против него, формой связи через отрицание основных общественных тенденций.

В Южной Америке было несколько попыток создания альтернативных форм общества. В конце XIX века сестра Ницше Элизабет основала в Парагвае поселение, где вместе с немецкими колонистами пыталась сохранить генетически чистую версию арийской расы (позже это стало основой фашисткой идеологии). Интересно, что этот посёлок всё ещё существует, там по-прежнему висят указатели с немецкими названиями, но местные жители уже давно ни фигурой, ни внешностью не похожи на арийцев. Это другая форма сообщества, основанная не на общих взглядах и интересах, а на абсолютном отрицании компромиссов и на попытке создать «чистоту» в изоляции. Кстати, желание создать идеального человека часто находит выражение в парадах. Причём, существует закономерность: чем грандиознее парад, тем более изолирована страна, где он проводится.

Сейчас люди часто пытаются скрыться от реальности в интернете, где есть возможность делать вещи, которые общество обычно не терпит. Но, например, благодаря фейсбуку мы видим и совершенно другую тенденцию. Раньше считалось, что виртуальность — это возможность расширить реальность, но сейчас мы наблюдаем обратное движение: флешмобы, всевозможные «оккупаи» и даже Арабские вёсны — во всех этих процессах, наоборот, реальное становится продолжением виртуального.

Токийский район Акихабара — родина интернет-сообщества, которое интересуется аниме. Изначально здесь был порт, который в 60-70-х годах переделали в рыночную площадь с магазинами техники и электроники. Вместе с интернет-развлечениями здесь стали продавать фантазию. Материальные предметы: здания, указатели, достопримечательности — стали отражать тот мир, который обычно показывают на DVD-дисках и в фильмах.

Сообщество, которое живет в этом районе, называется отаку. Их мир сделан в формате 2D, и это становится проблемой, когда дело доходит до романтических отношений. Самый популярный вопрос среди них: «У тебя ведь никогда не было девушки, да?». Если девушка — это принт на подушке, то ответить может быть довольно затруднительно. Поэтому район Акихабара — это интересная попытка перейти из виртуального формата 2D в материальный: 3D.

Таким образом, круг замкнулся. Отаку — это доказательства того, что интернет не заставляет сообщества исчезнуть, наоборот, несмотря на появление новых технологий, сообщество никогда ещё не было настолько актуальным и физически реальным явлением. Проделав долгий путь от заседаний в саду, сообщества сохранили свою независимость, до сих пор занимая определенную территорию, пространство и здания, чтобы заявить о себе.


Читать также:


Люди в сети: из твиттера на городскую площадь
Лондонский архитектор Лиам Янг рассказывает выпускнику «Стрелки», как виртуальные сети влияют на физические границы, что общего между городом и лесом и почему за фанатами Джастина Бибера — будущее.


Трёхмерные города: крыши, подземки и смотровые площадки
В новом выпуске «Городского конструктора» американский архитектор Адам Сноу Фрэмптон рассказывает, в чём различие между организацией больших городов в Европе и Азии и как общественные пространства делают город трёхмерным.


Городской конструктор: Совместный проект Siburbia и института «Стрелка»
В течение ближайших месяцев «Сибурбия» станет одной из площадок для сокровищницы урбанистических знаний института «Стрелка». Если вы интересуетесь городскими пространствами, их философией и реальным будущим — следите за конструктором и собирайте свой идеальный город.


От утопии к реальности. 5 идей советских градостроителей
Дома с садами на крышах, пешеходные микрорайоны и квартиры с функциональным дизайном — это не идеи нового времени, а эксперименты советских архитекторов. Студенты института «Стрелка» собрали коллекцию из советских градостроительных утопий и объяснили, почему они так и не прижились.


Добавить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий

Siburbia © 2024 Все права защищены

.