Текст: Анна Груздева
Фото предоставлены героями
В эпоху эффективных менеджеров, IT-специалистов, рестораторов и дизайнеров всё ещё остаются люди, которые выбирают «несерьёзную» профессию аниматора. К сожалению, в Сибири нет учебных заведений, где бы учили создавать мультфильмы, и крупных студий, где творят анимационное волшебство, поэтому часто наши молодые аниматоры уезжают в Москву и Санкт-Петербург. Но есть и те, кто остаётся.
Мы поговорили с влюблёнными в движущиеся картинки сибиряками, которые остались трудиться на малой родине, и с теми, кто по профессиональным или иным причинам перевалил за «каменный пояс» — Уральские горы. Аниматоры рассказали о своём пути в профессии и техниках, в которых они работают, поделились мыслями об образовании и мультипликации в Сибири.
Антон Королюк
23 года, Новосибирск — Москва
Я когда-то был ребёнком, а детям нравятся мультики. Родители отвели меня в новосибирскую студию детской анимации «Поиск», где у нас была полная свобода: воплощай на экране всё, что в голову придёт. Преподаватели просто подсказывали и помогали. Это, пожалуй, сыграло важную роль: к анимации полезно относиться как к чему-то такому, где всё можно. После я школы поступил Университет кино и телевидения в Санкт-Петербурге на режиссуру анимации и компьютерной графики, так как не добрал балла по физике при поступлении на геологию в НГУ. Параллельно с учёбой делал свои фильмы и работал по специальности.
Самым полезным в университете было знакомство с моими мастерами — Ильей Михайловичем Максимовым и Дмитрием Юрьевичем Высоцким. Они давали действительно полезные советы.
Нет, я не потратил пять лет впустую. Познакомился со многими людьми, много где работал. Но обучение, состоящее в основном из общеобразовательных предметов гуманитарного направления, оставалось для меня на заднем плане. А вот мультики, которыми мы отчитывались в конце года или семестра, я всегда делал от души.
На студию Toonbox, где я сейчас работаю, нас с другом Артёмом Бизяевым позвали после фестиваля мультфильмов в Суздале, где мы показывали нашу работу «Cosmo New Year». Я очень доволен подходом к анимации и планкой качества на Toonbox. Это, пожалуй, лучшая анимационная студия в России.
Ксения Попова
27 лет, Красноярск — Санкт-Петербург
В 2005 году я случайно подглядела, как делают пластилиновые мультфильмы своими руками. Вскоре я взяла в руки фотоаппарат, пластилин, сестру и подругу в компанию и мы стали лепить мультфильм-клип на песню «Ночных снайперов» «Голубой слон». Наобум, без штатива, без знания основ вообще. Монтируя впервые в жизни, я ощутила невероятное счастье от чуда оживления: персонажи двигались, оживали, движения совпадали с музыкальными акцентами. В тот момент я поняла, что мультфильм — это просто и доступно каждому.
А в 2006-м я начала преподавать анимацию детям в красноярском клубе «Радиотехник» (сейчас это творческое объединение «Твори-Гора» — прим. Siburbia). И, снимая мультфильмы с детьми, я влюбилась в анимацию окончательно. Мне как педагогу пришлось несладко… Где перенять опыт? Изобретали «колесо» практически в одиночку: пробовали разные техники, материалы. В какой-то момент мне захотелось профессионализма не только педагогического, но и анимационного, а простой самодеятельностью этого добиться сложно, нужна среда и условия.
Аниматором в Сибири стать возможно, но сложно. Крупных анимационных студий у нас в регионе нет, в вузах подобных направлений не существует тоже, как и сообщества аниматоров как такового (впрочем, как и в Москве, и в Питере). Я думаю, если бы были хотя бы крупные проекты, под которые созывались бы аниматоры, то такое сообщество могло бы появиться. Или если создать студию в Сибири… Это пока мечта, но кто знает? В последнее время она не кажется такой уж заоблачной. В Сибири есть аниматоры-одиночки, которые делают рекламу и свои проекты. Единицы, но они есть.
Сейчас я уже два с лишним года работаю художником-аниматором на студии анимационного кино «Мельница» в Санкт-Петербурге. Участвую в полнометражных проектах студии, создаваемых в технике классической анимации (каждый кадр рисуется художниками на кальке и на цинтиках — мониторах-планшетах). Создаю собственно черновое движение — анимацию в кадре, которое потом прорисовывается, заливается и монтируется в фильм. В данный момент на студии ведётся работа над несколькими проектами. Я участвую в интересном для меня проекте «Крепость» — это исторический фильм про осаду поляками Смоленской крепости. Здесь более высокие требования к анимации, художественной постановке, содержанию. В целом за два года я ощутимо выросла как профессионал: раньше каждая сцена была стрессом, ребусом, задачей, которую надо было решать, а сейчас работа даётся мне всё легче, я могу ставить для себя более сложные задачи.
Константин Дмитриев
29 лет, Горно-Алтайск
Анимацией я увлёкся ещё с детства. В середине 90-х родители купили видеокамеру, и мы с братьями, конечно, начали снимать игровое кино, мультфильмы. Пробовали разные техники: и перекладку, и кукольную анимацию, и даже немого покадровую (для этого специально делали стол-просвет). Камера была простенькая, нужно было очень быстро включить запись и сразу выключить, чтобы снять кадр. Получалось примерно 3-4 кадра в секунду, не больше. На видеомагнитофонах делали простенький монтаж, а с помощью синтезатора с грехом пополам накладывали музыку. Потом появился компьютер, и всё стало проще. К тому времени братья как-то охладели к анимации, а меня, наоборот, затянуло.
В 17 лет (это был 2001-й год), меня пригласили вести кружок компьютерной мультипликации в местном центре детского творчества, и я согласился. Мы с детьми «запиливали» от трёх до двенадцати мультфильмов за учебный год.
Когда меня спрашивают, стоило ли «угрохать» десять лет на обучение детей, чтобы получить всего одного-двух учеников-аниматоров, то я без сомнения отвечаю: «стоило». Преподаю я по-прежнему.
Так получилось, что я учился делать мультфильмы самостоятельно. Конечно, специальное образование по анимации — это прекрасно, особенно если у тебя есть учитель с большой буквы. Но отсутствие специального образования не повод отказаться от мечты. Сейчас есть интернет, доступно огромное количество информации (особенно если есть знание английского языка). Нужно только желание и немного усидчивости.
Я занимаюсь в основном рисованной анимацией в разных техниках, 3D. Рисованная анимация меня привлекает в первую очередь тем, что она даёт наибольший простор для выразительности, которой можно достичь малыми средствами, по сравнению с 3D или куклами. Хотя 3D очень здорово работает как вспомогательный инструмент в рисованной анимации, и в такой комбинации я им пользуюсь с удовольствием. По правде говоря, в работе над анимацией мне ещё далеко не всегда хватает владения предметом, и я это хорошо осознаю. Но я люблю учиться и с тем, чтобы «пинать» себя в светлые и прекрасные дали, у меня проблем не возникает.
Сейчас моя команда работает над достаточно крупным проектом для одной новосибирской студии. Это два обучающих 3D-мультфильма: один для детей дошкольного возраста, другой для младших школьников. Основная изюминка проекта — стереография, то есть мы выпускаем его в формате стерео-3D для просмотра на объёмном экране. Есть и наш собственный проект, но это уже совсем другая история…
Юрий Антонов
33 года, Красноярск
Конкретно анимацией я увлёкся примерно в 2008-м году, до этого был эпизодический интерес. Начал с «флеша» (flash-анимация — прим. Siburbia), который осваивал сам (знаете, были такие большие книги типа «Библии фотошопера»), потом прошёл базовый курс по Ае (AfterEffects) в «Твори-Горе» в Красноярске, и дальше опять — самообразование.
Чем хорошо специальное образование в анимации? Ты получаешь доступ к ресурсу вживую. У тебя есть ментор, который шарит в теме, который тебе поможет.
Я работаю в сравнительно простом жанре — компьютерной перекладке (digital cutout) с элементами покадровой анимации, делаю разные проекты, рекламные и не очень. Когда вижу шедевры от выпускников Петрова или Гобелинсов (Школа анимации Gobelins, Франция — прим. Siburbia), слюнки текут, такую вкусную анимацию они делают. Планы есть, но они настолько эфемерные, что про них пока говорить не буду.
Вячеслав Черепанов
24 года, Шарыпово — Красноярск — Санкт-Петербург
Как-то в Питере я зашёл к подруге на «Мельницу» (мне всегда было интересно посмотреть эту студию) и остался работать там на четыре месяца. Я на тот момент был совсем не рисующим, постоянно приставал ко всем с вопросами о построении персонажа, ракурсах. На советах коллег я уехал далеко, но самостоятельно не сделал и шагу.
После презентации мультфильма «Иван Царевич и Серый волк — 2» меня уволили по причине реформ в студии и моей «успеваемости». Так я оказался в проекте «Летающие звери»: это детский мультсериал и благотворительный медиабренд, вся прибыль которого идёт на лечение детей.
Прямо сейчас у меня «летающие» Тед и Мустафа прыгают по разным предметам. Ключевые моменты для сцены уже готовы, так что осталось только следить за всем и не наделать лишних движений. Константин Бронзит говорил, что у аниматора должна быть стальная задница. Вот так и проходит рабочий день, в закалке. Сидишь в студии, и кажется, что ты один на белом свете рисуешь мультфильмы.
Мария Кузьменко
23 года, Иркутск — Санкт-Петербург
Я окончила Иркутское художественное училище по специальности дизайн и захотела состояться в профессии, которая бы была связана с рисунком, компьютерной графикой. Выбрала анимацию. А в Иркутске можно быть аниматором, наверное, только в сфере рекламы. Поэтому поехала в Питер — столицу культуры и искусств. Познакомилась с аниматором Эдуардом Очировым, который объяснил мне, какие книжки читать, и вообще просветил, потом училась на курсах студий «Петербург» и «Мельница». Недавно поступила в СПбГУКиТ, на факультет режиссуры анимационного кино.
Думаю, что специальное образование просто необходимо. Но тут сложность в том, что каждая студия работает по своим принципам, в своём стиле и предпочитает учить под себя. А университет до нужного уровня студий не дотягивает. Выходит, что учиться и получать образование в этой сфере — две разные дороги. Из университета чаще попадают в компьютерную графику, моушн-дизайн, не в анимацию. Но и обучение на студии в рамках стилистики студии не затрагивает философии, не углубляется в предмет… Поэтому мне учеба на всех ступенях очень полезна, я будто собираю пазл понимания анимации из разных кусочков.
Анимация — один из лучших способов коммуникации с миром. Это область, где можно свободно воплощать идеи и фантазии. И сам процесс мне тоже очень важен: это занятие на всю жизнь, интересное, хотя и трудное, но если уж работать, то лучше так, постоянно пробуя, исследуя, обсуждая с другими. Магия анимации затягивает. Невозможно остановиться, всё время хочется что-то оживить, перенести на бумагу, через анимацию начинаешь простые вещи видеть совсем иначе, не говоря уже о том, что после экранных скоростей весь мир кажется медленным: привыкаешь замечать быстро бегущие 24 кадра.
Если вы живёте в Сибири и хотите заниматься анимацией, советуем изучить «Большую анимационную карту», которую сделала детская киностудия «Поиск» в Новосибирске. На ней указаны кружки, школы, студии наших регионов, где можно научиться делать мультфильмы. Как взрослым, так и детям.
Читать также:
Дина Годер: «Режиссёр — как следователь, распутывающий преступление»
В Красноярске продолжается Большой фестиваль мультфильмов, и на этой неделе важное место в его программе занимает разная национальная анимация. Мы поговорили о её специфике с программным директором фестиваля Диной Годер, а заодно узнали об особенностях документальной анимации и месте анимации в современном искусстве.
Мультное время
Через два дня в Красноярске открывается Большой фестиваль мультфильмов, где уже традиционно покажут последние достижения российской и зарубежной анимации для детей и взрослых, прочитают несколько лекций о современной анимации и проведут мастер-классы. Подробности о программе БФМ читайте здесь, а подробностей о состоянии анимации ждите в ближайшие дни.
«Даже в нашем мультипликационном море можно утонуть»
Режиссёр, аниматор и преподаватель школы-студии «ШАР» Юлия Рудницкая приехала на III Международный фестиваль экранных и медиаискусств в Красноярск и рассказала нам, как учат анимации, почему молодые аниматоры быстро уходят из больших студий и где находят поддержку независимые проекты.
Про сбычу мечт
Режиссер студии «Пилот» Наталья Березовая о том, в чем секрет хорошего мультика и почему мультфестиваль может стать инструментом территориального маркетинга.
Что он курил?
Голландские аниматоры показали в Новосибирске лучшие фильмы с фестиваля KLIK! и рассказали Siburbia о том, какой должна быть анимация, и почему делать фильмы интереснее, чем стулья.
Братцы-спонсоры для сказки
Собрать в интерактивную книгу для малышей истории про братцев Лиса и Кролика решили томские инди-разработчики. Первая глава приключений героев сказки Джоэля Харриса выходит в октябре. Продолжение же проекта зависит от щедрости интернет-пользователей.
Увековечить в пластилине
Томская студия мультипликации «Хрустальная гора» выпустила пилотную серию пластилинового мультсериала о памятниках деревянной архитектуры, посвящённую знаменитому дому с жар-птицами.