Текст: Клавдия Стельмахович
Фото: Максим Кузьмин
Эмир Кустурица, гастролирующий по России с фолк-рок-группой The No Smoking Orchestra, на этой неделе заехал в Томск. Предполагалось, что томичи проведут в компании знаменитого режиссёра два вечера. Но планы изменились, и местная публика получила двойную порцию общения с Кустурицей в один день: сначала полуторачасовой концерт, затем большую беседу о кино, Достоевском и деревянном зодчестве.
Из Сибири режиссёр вернётся с новым проектом. Кустурица придумал устроить выставку фотографий деревянного Томска, а позже собрать их в альбом.
— У нас фотограф сегодня (6 ноября. — прим. Siburbia) работал весь день и отснял очень много материала, — рассказал Эмир Кустурица. — Мы устроим выставку, которая будет называться «Окно Сибири», а потом выпустим книгу. Только мне непонятно, почему некоторые из ваших деревянных домов сохранились в таком плачевном состоянии. Это же такое уникальное явление, в мире их больше нигде нет!
Русская культура в последнее время вообще занимает именитого серба. Он честно признаётся в этом, дружит с российскими кинематографистами, периодически перечитывает Достоевского и сравнивает своих героев с нелепыми и трагикомичными персонажами рассказов Чехова.
Поэтому и актёры, с которыми работает мэтр, — люди необычные. Актёрские ансамбли для своих картин Кустурица подбирает, исходя из двух критериев: является ли артист личностью «в своей совокупности» и сколько обаяния ему отмерила природа.
— В моих фильмах складывается такая ситуация, которая вынуждает актёра быть великим. Уже сама архитектура сцены направлена на то, чтобы человек стал хорошим актёром. И если у него есть шарм, то он может быть иногда злым и даже ругаться, но это будет для него простительно. Так и в комедии: не существует чёткой границы между добром и злом. А в моей маленькой стране, когда хотят кого-то похвалить, обычно говорят: «Смотри, какой злой!» — подразумевая, что этот человек очень хороший…
Сейчас Кустурица пишет роман о Достоевском «Дорогой мой Фёдор», сюжет которого ляжет в основу нового фильма. Судя по тому, что рассказывает режиссёр, история в картине получится невероятно запутанной: в ней столкнутся русский олигарх, внук Фёдора Михайловича и разведывательные управления трёх стран — Америки, Китая и Японии.
— Сюжет весьма сложный, — сгущает краски Кустурица. — Молодой парижский режиссер живёт тем, что снимает рекламные ролики, но мечтает когда-нибудь сделать фильм о Достоевском. Во время атаки Америки на Сербию этот режиссёр встречает странного человека, который обещает ему богатое финансирование, если тот согласится убить его жену. У режиссёра есть девушка — она актриса, но нетипичная: из Сербии и очень религиозна. Она приезжает в Петербург, ищет внука Достоевского, желая от него ребёнка. В этот момент путешествие из Парижа в Петербург совершает и главный герой…
На этом Кустурица замолчал. Чтобы узнать продолжение истории, придётся дождаться выхода книги или премьеры фильма.
Читать также:
Кирилл Серебренников: «Я социальное животное, и меня это волнует»
Кирилл Серебренников рассказал Siburbia о том, как живётся режиссёру, чей спектакль внезапно совпадает с политической реальностью.
Очень московская история
Перед премьерой фильма «Пока ночь не разлучит» режиссёр Борис Хлебников рассказал нам, за что он не любит московские рестораны и как уничтожить провинцию.
Жить чуть-чуть по-новому
После премьеры «Жить» Василий Сигарев рассказал «Сибурбии» о героях фильма, детских страхах и поэзии.После премьеры «Жить» Василий Сигарев рассказал «Сибурбии» о героях фильма, детских страхах и поэзии.
Без дураков
Режиссёр фильма «Борис Годунов» Владимир Мирзоев и продюсер Екатерина Мирзоева о российской культуре и политике, модернизации в головах, двоемыслии, Пушкине и Гоголе.
Anton Khristolubov
08.11.2012
Показать бы Кустурице проект по деревянному зодчеству Ивана Хафизова — http://start.planeta.ru/campaigns/263