Текст: Роман Жайворон
Фото: Маргарита Захарова
В холле камерного зала филармонии большие холсты с неестественно контрастными улыбающимися лицами. На них смотрят неестественно молодые для среднестатистического посетителя филармонии люди. 11 апреля здесь играли современную академическую музыку, написанную новосибирцами. Вместе с композиторами дебютировала молодая художница Ирина Скотникова.
Сижу в первом ряду, оглядываюсь назад: шесть академических композиторов и Ирина Скотникова собрали ползала филармонии. Насчитываю несколько «богемных» фигур и представителей арт-тусовки. Конферансье объявляет о начале концерта: «Удар Молота или пока еще неизвестные имена». Концерт академичечкой музыки подается с пафосом панк-фестиваля и одновременно напоминает манифесты модернистов начала прошлого века.
В названии «Удар Молота» зашифрована организация «Молот» — «МОЛодежное ОТделение Союза Композиторов РФ», новосибирский филиал которого стал работать с осени прошлого года. В результате переговоров с филармонией состоялся этот дебют новосибирских композиторов.
У сцены стоят шесть корзин с именами композиторов. На входе раздавали красные и синие бумажные квадраты для голосования. Не сразу понимаю, какой цвет «за», а какой «против». В перерыве становлюсь наблюдателем на выборах: зрители активно голосуют, почти не спорят — сразу появляются явные народные фавориты.
Большинство неравнодушно к произведениям Дмитрия Мазурова. «Харизматичное существо» исполняется приседающими в такт музыкантами на духовых — на сцену будто вывалился ансамбль из фильмов Кустурицы — и заканчивается истерикой на баритон-саксофоне. Кажется, что мы стали свидетелями того, как в камерном зале филармонии долго и мучительно погибал слон. «Ротко», другое произведение Дмитрия Мазурова, среди всех остальных оказалось наиболее приближенным к классической форме: струнные накатывали мощные неспешные волны, подчеркнутые вибрафоном, создавая трепетные образы. Произведение посвящено американскому художнику Марку Ротко.
Наблюдаю, как другие композиторы вызывают у публики неоднозначную реакцию. Любители экспериментов со звуком голосуют за Илью Ильдеркина и его «Сонату для стакана»: во время исполнения пианистка скребет стаканом по струнам рояля. Почитатели модерна склоняются к «Токкате и медитации для 5 инструментов» Алексея Вандрика, а кому-то нравится дуэт для виолончели и флейты Марии Красиловой. Сами композиторы тем временем сливаются с толпой голосующих слушателей.
Со сцены объявляют результаты голосования: больше симпатий снискали Дмитрий Мазуров, Василий Елиференко и Илья Ильдеркин. После замечаю, как кто-то из зрителей фотографируется с композиторами в холле филармонии.
Иван Давыдов
председатель клуба современной академической музыки Дома ученых Академгородка
Для композиторов это возможность публично заявить о себе. Между автором и слушателем всегда есть посредник в виде исполнителя. Я слышал произведения на репетициях — в общих чертах. На концерте сыграно хорошо, не без шероховатостей. Но для дебюта — очень хорошо.
Илья Ильдеркин
председатель новосибирского молодежного отделения союза композиторов РФ
Чтобы пересчитать новосибирских композитов, хватит пальцев одной руки. Концерт называется «Удар молота» — это дебют, наш первый выстрел. Это разрушение стереотипов о музыке. Хотя, если сравнивать сибирских композиторов с коллегами из Перми, Ростова, я уже не говорю о Москве и Питере, то мы более консервативны, более академичны.
Читать также:
А в подвале у нас духи и привидения
Новосибирская филармония провела экскурсию для журналистов и блогеров, чтобы люди не только, наконец, запомнили, где находится «музыкальный дом», но и смогли узнать, что внутри.