«Сибирь и точка»: Хамар-Дабан

История и тропы «Орехового перевала»

Текст и фотографии: Анна Груздева, Елена Макеенко

Команда проекта «Сибирь и точка» благодарит Фонд Михаила Прохорова за поддержку наших экспедиций.

Спорить не стоит: Байкал — самая главная, ценная и прекрасная природная достопримечательность Иркутской области. Но кроме «славного моря» в этом регионе есть и самодостаточная горная страна — хребет Хамар-Дабан, куда ежегодно устремляются не только местные жители, но и путешественники со всего мира.

Мы прошли по самому популярному горно-таёжному маршруту южного Прибайкалья — от Слюдянки до пика Черского — и нашли, где туристические тропы пересекаются с поворотами сибирской истории.

«Я до безумия, до мученичества влюблён в камни Сибири!» — писал о Хамар-Дабане учёный Э. Лаксаман академику П-С. Палласу.

Ореховый перевал

Направление: Иркутск — Слюдянка. Путь к Хамар-Дабану начинается с долгих и прекрасных видов Байкала: электричка до Слюдянки едет по Транссибирской магистрали почти три часа, огибая озеро с юга. В городе путешественника встречает единственный в России вокзал, целиком построенный из белого и розового нешлифованного мрамора по проекту итальянских архитекторов. От вокзала — путь к бетонной дамбе, выстроенной вдоль правого берега реки Слюдянки, а дальше — по грунтовой дороге, идущей по ущелью реки (туристы, приезжающие вечерней электричкой, иногда делают на ней ночёвки). Найти дорогу из Слюдянки к началу тропы несложно: туристы ходят сюда круглый год, уплотняя дорогу, да и местные жители знают, что нужно ответить человеку с рюкзаком, который спрашивает: «А не подскажете, как пройти…». Полчаса от дамбы — и начинается лесная тишина и незаметный подъём в гору. Расстояние от Иркутска до Слюдянки: 110 км. Высота над уровнем моря: 470 м.

— возраст хребта Хамар-Дабан, который сформировался в период архея и протерозоя на территории Саяно-Байкальской складчатости.

Хребет Хамар-Дабан — один из самых старых горных массивов планеты — простирается горной цепью вдоль южного берега Байкала в форме дуги. С севера он резко обрывается к озеру, а с юга плавно переходит в хребет Малый Хамар-Дабан и Селенгинское плоскогорье. С запада на восток древний массив тянется более чем на 350 километров, заходя на территорию Слюдянкинского района Иркутской области и семи районов Бурятии. В этой горной стране естественными административными границами являются водораздельные хребты.

На Хамар-Дабан лучше всего ходить на несколько дней, прихватив палатку, котлы и фотоаппарат — всё-таки путь проходит по горно-таёжной местности, пробегать которую за день удаётся только хорошо подготовленным спортсменам.

«Ореховый перевал» — по версии исследователей из Улан-Удэ именно так переводится с бурятского Хамар-Дабан: «хамар» — кедровые орехи, а «дабан» — «седловина», «высокий горный перевал»*. Но, несмотря на топонимику, средняя высота хребта относительно небольшая: 1500–1800 м. Самой высокой точкой поднимается к небу гора Хан-Ула, или, с бурятского, «Ханская гора» (2371 м). Немного ниже — пик Сохор или «пёстрый» (2316 м). Третья по счёту возвышенность Хамар-Дабана — знаменитый пик Черского высотой в 2090 метров, куда ежегодно поднимаются тысячи туристов, спортсменов и просто любителей походов выходного дня.

Хамар-Дабан

На хребте берут начало крупные реки Иркут, Селенга, Темник, а бурно стекают с гор в Байкал Слюдянка, Снежная, Утулик и другие.

Хамар-Дабан

Метеостанция «Хамар-Дабан». В настоящее время не работает, однако люди здесь живут.

Хамар-Дабан

Лошади были главным транспортным средством на старом почтовом тракте. Иногда, когда вода в реках поднималась слишком высоко, так, что животные не могли противостоять потоку, торговые караваны прекращали движение на несколько дней. Сегодня встретить лошадей можно на метеостанции.

Хамар-Дабан

В тёплое время года Хамар-Дабан посещает очень много туристов. Некоторые идут на 2-3 дня, чтобы не спеша сходить на пик Черского, водопады на реке Большая Быстрая, просто отдохнуть от цивилизации. Но немало здесь и спортсменов, буквально взлетающих до пика и обратно за день.

Хамар-Дабан

Площадка для лагеря возле метеостанции. Многие туристы приносят с собой газовые горелки, а если и жгут костры, то из лежащего на земле хвороста.

Хамар-Дабан

«Сии дикие места, никем не населённые, представляют одну дикую природу с бурями и метелями, действующими сильнее, нежели где-нибудь в других местах, менее возвышенных и открытых. Изредка устроенные беднейшие зимовья или кормовищи служат единственным пристанищем для необходимого обогрения и отдыха утомлённым проезжим», — из журнала путей сообщения 1835 года.

Хамар-Дабан

Листвиница и кедр — самые распространённые хвойные деревья на Хамар-Дабане. Возле рек чаще растут берёза, сосна, рябина.

Чайная дорога

Направление: Слюдянка — Метеостанция «Хамар-Дабан». Дорога до метеостанции, где обычно ставят лагерь те, кто пришёл на Хамар-Дабан на несколько дней (спортсмены добегают до пика Черского и обратно за день), многократно пересекает реку Слюдянку. Но вброд идти не придётся: через реку давно перекинуты многочисленные деревянные переправы. Заблудиться тоже вряд ли получится: на пути попадаются указатели и туристы с собаками, велосипедами и детьми. На пути к метеостанции встречаются белоснежные отвалы мраморного карьера, база отдыха, кафе «Привал», где летом пекут вкуснейшие оладьи (которые обязательно нужно попробовать!). Здесь можно поиграть в пинг-понг, пострелять по банкам в импровизированном тире и заказать машину, если дальше набирать высоту лень. Тот, кто решает идти до метеостанции пешком, встречает дальше узкую лесную тропу, которая, набирая высоту, приводит к Казачьей поляне — большой и ровной площадке на склоне горы, полной цветов и кустарников. Ещё немного, и путешественник выходит к дому метеостанции «Хамар-Дабан», возле которой можно поставить базовый лагерь (а также набрать воду из колодца) или поселиться на соседней турбазе. Расстояние от Слюдянки до метеостанции: около 21 км. Высота над уровнем моря — 1430 м.

В интернете можно найти подробное описание маршрутов по Хамар-Дабану и карту с опорными точками.

Покорение и освоение Хамар-Дабана было тесно связано с торговлей России с Востоком: в конце 18–начале 19 века через «ореховый перевал» была проложена Старокомарская дорога — почтовый тракт, соединивший Сибирь с Монголией и Китаем. Там, где сейчас проходят многие туристические тропы, купцы и путешественники длинными торговыми караванами поднимались по крутому, отвесному серпантину на вьюченных лошадях, переходили быстрые реки вброд (где иногда животные «даже в малую воду с трудом удерживались на ногах»), пробирались сквозь глухую тайгу. Верхнеудинский исправник М.М. Геденштром писал, что Хамар-Дабанская дорога была «ведена зигзагами, укреплена обрубом из толстых брёвен и высокими надолбами (преграждениями) со стороны пропасти <… > На устойчивость перил на дороге потребовались тысячи брёвен».

Путешественник Алексей Мартос, побывавший на Хамар-Дабане в 1828 году, записал в своём дневнике: «При первом взгляде на сию колоссальную работу невольно чувствуешь русского, не уступающего в трудах, требующих сил исполинских, древним римлянам».
— длина всего пути, который нужно пройти путешественнику от Слюдянки до пика Черского.

Такие «исполинские» труды строителей — бурятов из Тункинской долины и переселенцев из западных районов России — не были случайными: торговля в Кяхте приносила отечественной казне значительные доходы. Например, в 1775 году она составила 38,5 % от всех таможенных поступлений в российский бюджет**. Из Иркутска в Кяхту по Старокомарской дороге, протяжённость которой была около 160 километров, сибиряки везли преимущественно пушнину (около 85%), юфить — выделанную кожу, выработанную из шкур крупного рогатого скота, сукно и льняное полотно. С Востока в Сибирь тянулись караваны с шёлком и хлопчатобумажными тканями, сахаром, табаком, ревенем и чаем. Чайный тракт — другое название этой почтовой дороги, которая «проходила от станции Култук по хребту Комар до реки Утулик, далее по реке Шубутуй, через озеро Патовое в долину реки Снежная».

Хамар-Дабан

Старокомарская дорога. Из журнала путей сообщения 1835 года: «По этой дороге, которая для верхового пути представляет столько невыгод и опасностей, отправляются по самой необходимости те из купеческих транспортов с товарами, которым нужно ещё успеть на Кяхту к расторжке с китайцами».

Хамар-Дабан

На пути к пику Черского путешественники привязывают к дереву цветные ленты. Эта традиция (которая во многих местах Сибири — просто красивый туристический жест) на Хамар-Дабане, возможно, имеет и исторические корни: хребет заходит и на территорию Бурятии, где подвязывание ленточек имеет символическое значение. Спусковая, соответственно, от русского «спуск».

Хамар-Дабан

Альпийские луга — характерная черта Хамар-Дабана. Выше них уже идёт каменисто-моховая тундра, где растут только стойкие к суровому высокогорному климату Сибири цветы.

Хамар-Дабан

В этих горах перемешано много эвенкийских, бурятских, русских названий. Например, Шубутуй происходит от бурятского «шубуу» — птица, а Байга от эвенкийского «бай» — богач, богатство.

Хамар-Дабан

Вид с пика Черского. «Туры» — своеобразные каменные указатели — помогают туристам ориентироваться в горах.

Хамар-Дабан

Маршрут на популярный пик Черского безопасен и не требует специального альпинистского снаряжения. Однако по Хамар-Дабану есть и сложные туристические маршруты, требующие подготовки.

Хамар-Дабан

В центральной части Хамар-Дабана в 1968 году создан Байкальский биосферный заповедник.

С началом строительства Транссибирской железной дороги почтовый тракт на Хамар-Дабане утратил своё значение и больше не использовался. Не так давно иркутские учёные и туроператоры рассуждали о его новом, туристическом «освоении» — организации конных туров по старой дороге, которые могли бы составить конкуренцию путешествию по Кругобайкальской железной дороге. Но, кажется, хорошая идея не получила масштабного развития.

Янек в Сибири

Направление: Метеостанция «Хамар-Дабан» — пик Черского и озеро Сердце. Путь на самые популярные туристические точки Хамар-Дабана лежит серпантином по Старокомарской дороге, по склону горы, в тени разлапистых кедров (от базового лагеря на неё так же легко выйти — она видна). Набирая высоту, дорога переходит в гольцовую зону (гольцы — это голые вершины, поднимающиеся за пределы растительности) с карликовой берёзой, кедровым стлаником и пёстрыми альпийскими лугами. На вершине Первого гольца — советский памятник погибшей при сходе лавины туристке, а дальше на Втором гольце — вид на озеро Сердце, которое с высоты действительно принимает форму сердца. Путь на пик Черского лежит вдоль каменистого узкого гребня Жандармского перевала (проходить его следует осторожно, для страховки натянут трос), после которого дорога резко уходит вверх, к пику Черского. Высота над уровнем моря — 2090 м.

Хамар-Дабан

Вид с Жандармского перевала на озеро Сердце. Местные путешественники любят придумывать про него легенды.

Хамар-Дабан

Хамар-Дабан сложен из древнейших горных пород: кристаллических сланцев, гнейсов и известняка, нередко встречаются и базальтовые покровы.

Хамар-Дабан

Вид с Пика Черского. На вершине многие туристические группы оставляют записки, флаги, каменные таблички с надписями. Одна из записок 1941 года: «Были мы — спортсмены ДСО «Большевик» в количестве 11 человек. Приходили 2 раза, но в первый раз до вершины не добрались, было много снегу, и кое-кто сдрейфил. Не следуйте такому примеру, берите вершины с ходу. Нет таких вершин, которых бы не преодолели члены ДСО «Большевик»».

Хамар-Дабан

Животный мир Хамар-Дабана разнообразен. Самое крупное животное здесь — лось, который старается держаться вблизи болот, равнинных мест, озёр и речек. Обитает в этих горах и медведь, поэтому техника безопасности в походе выходного дня актуальна.

Хамар-Дабан

Альпийские луга Хамар-Дабана.

Хамар-Дабан

Июльский Хамар-Дабан, на пути к пику Черского.

Хамар-Дабан

«В один из летних дней 1863 года за ворота витебской тюрьмы конвоиры вывели хрупкого 18-летнего юношу. На его бритой голове «красовалась» рекрутская бескозырка, а при ходьбе он путался в полах длиннющей шинели. В толпе любопытных и родственников заключённых стояли его мать и сестра Михалина. «Прощай, Янек!» — кричали они ему. Последнее, что увидел в родном Витебске юноша — мать, без чувств повисшую на руках сестры, да две цепи солдат по сторонам улицы и вереницу громыхающих по неровной дороге повозок, таких же, как та, что увозила теперь его самого в далёкую Сибирь». Так для будущего учёного Ивана Демьяновича Черского (настоящее имя которого Ян Доминикович) началось знакомство с Восточной Сибирью.

Весной 1863 года юный Янек Черский из семьи зажиточного помещика принял участие в польском восстании, за что и был сослан в Сибирь, лишён имущества и дворянского титула.

Во время службы в Омске Черский увлёкся естествознанием и стал отправлять свои первые труды по геологии в Москву, а в 1871 году ссыльный был вызван в Сибирский отдел Императорского Русского географического общества в Иркутск — город, который в то время был культурным и научным центром Сибири. В течение долгого времени геолог исследовал береговую линию Байкала, составлял подробную географическую карту самого большого в мире озера (в 1886 году её издали в Русском географическом обществе), изучал нерп, занимался палеонтологией, зоологией, метеорологией. В долгих полевых экспедициях с Черским часто была его жена Мавра. Она сопровождала мужа и во время его последней, трагической, Якутской экспедиции, в которой Черский скончался от тяжёлой болезни.

Хамар-Дабан

Хамар-Дабан

Хамар-Дабан

Хамар-Дабан

Хамар-Дабан

Хамар-Дабан

Хамар-Дабан

«В случае моей смерти, — писал исследователь в завещании, когда его с новой силой начали мучить одышка, хрипы и клокотание в груди, — где бы она меня не застала, экспедиция под управлением моей жены Мавры Павловны Черской должна всё-таки ныне летом непременно доплыть до Нижнеколымска, занимаясь главным образом зоологическими и ботаническими сборами и разрешением тех из геологических вопросов, которые доступны моей жене. Иначе, т.е. если экспедиция 1892 года не состоялась бы в случае моей смерти, Академия должна потерпеть крупные денежные убытки и ущерб в научных результатах, а на меня, вернее на моё имя, до сих пор ещё ничем не запятнанное, ложится вся тягость неудачи. Только после возвращения экспедиции обратно в Среднеколымск, она должна считаться оконченною».

В последние, критические месяцы жизни Черский неподвижно сидел в лодке на реке Ясашной, делая геологические пометки в дневнике и прося жену или сына Сашу принести тот или иной образец горных пород.

Саша же записывал комментарии отца под диктовку, когда тот уже не мог вести записи. В 1892 году, когда экспедиционный карбас подошёл к устью Омона, Иван Черский скончался. Мавра Павловна с сыном похоронили его на берегу Колымы.

Кедровый стланик

В 1995 году в честь Ивана Черского в Беларуси выпустили почтовую марку.

Именем Ивана Черского названы горная вершина на Байкальском хребте, посёлок в Якутии, один из берегов Байкала в Баргузинском заповеднике и один на Иртыше, проезд в Москве, улицы в Иркутске, Вильнюсе и Верхнедвинске, стоянка первобытного человека и потухший вулкан.

Названа его именем и одна из вершин Хамар-Дабана. Отсюда на 180 градусов открываются многослойные виды на округлые, без ярко выраженного гребня, вершины хребта, похожие на спины доисторических животных. Отсюда на севере виднеется Байкал, на юго-западе белеют снежные пики Тункинской долины, а в хорошую погоду с пика Черского можно разглядеть одну из высочайших вершин Восточных Саян — пик Мунку-Сардык (3491 м) на границе Бурятии и Монголии; «вечный голец».

Красота, да и только.

* Никонов В.А. Краткий топонимичекий словарь. — М.: Либроком, 2010.
** Старцев А.В. Торговля российско-азиатская, Энциклопедия Сибири.


Читать также:


Сибирь и точка
Создатели проекта «Сибирь и точка» решили попробовать написать свой путеводитель по разным уголкам сегодняшней Сибири и начали с манифеста — о территориальной идентичности, культурном невежестве и дорожной сумке Фритьофа Нансена. О своих перемещениях и открытиях путешественники будут регулярно рассказывать на «Сибурбии».


«Сибирь и точка»: Большеречье
Команда проекта «Сибирь и точка» побывала в селе Большеречье в Омской области, где находится музей сибирской старины под открытым небом и — неожиданность — один из лучших зоопарков в России.


Сибирь и точка: Искитим — Ложок
Анна Груздева побывала в Искитиме с командой проекта «Маршруты СССР», увидела впечатляющие Мраморный и Щебёночный карьеры, оставшийся в качестве памятника страшной истории Музей-лагерь ГУЛАГа и узнала, зачем молодые новосибирцы сегодня восстанавливают плановые советские маршруты по Новосибирской области.


«Хочется ездить в кайф»
Что такое велотуризм, как это делают в Сибири и почему самый неопытный сибирский велотурист считается заядлым экстремалом в Европе? Анна Груздева поговорила с велопутешественницей и шеф-редактором журнала «Наводка туристу» Викторией Рефас.


«Сибирь и точка»: Барабаново
Анна Груздева и Артём Жданов побывали в селе Барабаново, где идёт битва за спасение «бесхозяйного» памятника архитектуры — церкви Параскевы Пятницы. Без реставрации полузаброшенная церковь рискует через пару лет исчезнуть с карты Красноярского края. Но брать на себя ответственность за её содержание никто не хочет.


«Сибирь и точка»: Северная Земля
Объехать всю Сибирь невозможно: слишком много «точек» на карте нашей земли. Поэтому, продолжая путешествовать по городам и весям нашего региона, «Сибирь и точка» будет попутно рассказывать истории с географией. Ведь путешествие — это не только удовольствие и опыт, но ещё и знание.


«Сибирь и точка»: Ванавара
Анна Груздева побывала в Ванаваре — спрятавшемся в тайге эвенкийском селе, которое получило мировую известность благодаря тунгусскому метеориту. Добираться туда накладно, но это дорогого стоит.


«Сибирь и точка»: Енисейск
Анна Груздева побывала в Енисейске — «первом русском городе центральной Сибири». Архитектурные памятники, «сибирское барокко» и частные музеи могли бы сделать этот город находкой для туриста, если бы они были нужны тем, кто отвечает за сохранение исторического наследия.


«Сибирь и точка»: Ергаки
Очередной маршрут «Сибирь и точка» — хребет Ергаки, «сердце Западных Саян». Анна Груздева провела в горах две недели, чтобы понять, чем современные туристы отличаются от комсомольцев с гитарами и почему медведи становятся полноправными участниками туристической жизни.


1 pingback on this post
Добавить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий

Siburbia © 2020 Все права защищены

.